Что представляет себе наш человек, когда слышит слово «бизнесмен»? Кого-то кто ничего не делает, ездит на дорогих машинах, есть в дорогих ресторанах и думает только о том, куда съездить в отпуск - «на Мальдивы или на Бали»?
Возможно, в 90-е так и было. Много шальных денег и активная приватизация позволяли людям почти ничего не сделав, в одно мгновение стать очень богатыми. Отсюда множество анекдотов про «новых русских» и карикатурный образ глупого бизнесмена в малиновом пиджаке.
Но те времена остались в далеком прошлом. Уже к 2000 году, чтобы заниматься бизнесом, надо было уметь управлять, организовывать и хоть немного разбираться в продвижении и продажах. А к концу 2010-х в России почти не осталось рынков без конкуренции. И чтобы хоть что-то заработать, надо было хорошо и много работать!
Впрочем, в конце 2010-х в России появилась новая волна «бизнесменов» - молодые «стартаперы». У них были горящие глаза, хорошие навыки переговоров, интересные идеи, уверенность, что уже совсем скоро они станут молодыми миллионерами… и все. Из тысяч таких ребят те же 3% смогли создать реальную компанию и начать производить продукт. А уже из этих 3% около 10% продолжают существовать до сих пор и довели организации до уровня среднего или крупного предприятия.
И теперь у более молодого поколения бизнесмены стали ассоциироваться еще и с молодыми, глупыми, и не очень порядочными людьми, которые могут только обещать. При этом мало кто может хотя бы грузовик разгрузить. К тому же обилие непонятных простому русскому человеку слов, типа «транзакции», «франшизы», «блокчейн» и «краудфандинг» завершали образ не очень умных детей.
Тут чудес не случилось. И выжили только те, кто много много работал. Ворочал те самые мешки, а не только делал красивые презентации с заумными словами. Особенно это касается производства и промышленности. Впрочем, и сфера услуг уже много лет требует от компаний ответственного подхода, высокого качества, и эффективного продвижения. Те кто этого не понимают, или пытаются игнорировать оказываются среди 97% компаний, который закрываются в первый год после открытия.
Как точно подметил в недавнем интервью Игорь Манн «Открыть бизнес легко. Сделать так, чтобы бизнес продолжал работать - действительно нелегко!». И если компания продолжает существовать, значит кто-то не испугался этого «не легко», сумел найти в себе силы, терпение, развить свои необходимые навыки управления и продолжает поддерживать организацию в рабочем состоянии.
Поэтому первая черта портрета настоящего бизнесмена - это человек, который много работает, дисциплинирован и обладает навыками управления. Что интересно. Если вы пообщаетесь с настоящими бизнесменами, теми, кто продержался в бизнесе больше 10 лет и продолжает развивать и расширять компанию, вы обнаружите, что у них есть еще одна неочевидная черта - это люди, которые осознают ответственность перед обществом.
Да, такие корпорации как Норникель, или Газпром могут тратить огромные бюджеты на благотворительность ради хорошего имиджа. Но небольшие предприятия, особенно в регионах, не заботятся о цене акций или репутации на федеральном уровне.
Я знаю много предпринимателей малого и среднего уровня, и точно знаю, что когда руководитель кофейни в Екатеринбурге проводит мастер-класс для детей из неблагополучных семей, он делает это не ради славы. Или, когда небольшой, но уникальный в стране завод «Янберг» в Воронежской области, проводит экскурсию по производству, для воспитанников детских домов. Еще один мой знакомый из Киргизии и вовсе регулярно с сотрудниками и партнерами устраивает субботники в городе.
Это не политики, не публичные люди и не видео-блоггеры. И они тратят время, силы и деньги на подобные проекты не ради личной выгоды. Например, владелец завода «Янберг» Ян Белоглазов так объяснил, зачем это ему: «Бизнес должен быть социально ориентированным, потому что любой бизнес привык брать ответственность за свой продукт и за свое окружение. И бизнес, который хочет быть успешным - должен брать больше ответственности».
Так что вот вам еще один показатель, по которому вы можете быстро определить кто стоит перед вами - очередной болтун или настоящий бизнесмен. Если он нацелен на производство полезного продукта и долгосрочную работу - он берет ответственность за свои действия, за свое предприятие и за ту область, в которой он находится.
А если в голове у человека только спорткары, дорогие часы и апартаменты в Москва-Сити… он не занимается бизнесом. Он занят чем-то другим.
Общественная редакция в Перми
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.