12:42
Пробки:   1
$
88.0206
96.0371

Мебельный рынок России. Что происходит сегодня?

25 августа 2022
3194
7 мин.
1
Мебельный рынок России. Что происходит сегодня?

В текущем году почти все экономические отрасли столкнулись с глобальными переменами. Мебельный рынок не является исключением. На сегодняшний день на рынке отмечается активная трансформация, которая вызвана сдвигами в сфере экономики и уходом некоторой части крупных мировых игроков. Несмотря на то, что отечественный мебельный бизнес стал приспосабливаться к новым условиям, он все же пребывает под пристальным вниманием потребителей, с сожалением наблюдающих за уходом иностранных ритейлеров. Семенов Александр, генеральный директор фабрики «Кухонный двор», рассказал, как обстоят дела на российском мебельном рынке в настоящее время, и какие возможности появились у локальных организаций.

Рынок замер: уход заграничных компаний и новая действительность локальных производителей

В начале весны этого года рынок замер на фоне появления ряда новых вызовов. Настало время неопределенности, в котором пребывали абсолютно все – как и заграничные, так и отечественные организации. Бизнес не мог понять, какие меры следует предпринять, на что сделать определенный упор. Сложности являлись очевидными, связанными с поставками материалов, комплектующих, запчастей и пр. К менее явным проблемам можно отнести ограничительные меры против банковских организаций, рост цен из-за скачков валют.

Следующим этапом стала приостановка работы заграничных компаний с их последующим уходом из России. Примечательно, что особо остро на данную ситуацию отреагировали потребители. Уход крупных брендов, которые за многие годы стали привычными, на некоторое время даже спровоцировал волну паники и желания у покупателей поскорее вернуться к отложенным покупкам и купить что-то впрок до возможного подъема цен. Такая ситуация влечет за собой резкое падение предложения – при этом спрос остается на прежнем уровне, а иногда и вовсе взлетает. Например, в феврале этого года объем расходов потребителей на нашу продукцию увеличился на 13%, а в марте – на 78% (соответственно к аналогичному периоду 2021 г.). Подобная ситуация оказалась не только на увеличении нагрузки на локальных игроков, которые и так столкнулись со сложностями, но и поставить под удар малый бизнес, имеющего намного меньше возможностей для удовлетворения спроса.

Перемены: новые поставщики и логистика

Кризис и все его последствия все же сделали свое дело, поэтому март и апрель текущего года стали временем структурных изменений: нестабильный уровень импорта, поиск новых поставщиков, а также рост цен на материалы – все это привело к повышению цен на конечную продукцию. Конечно же, изменения коснулись и нашей организации. На тот период стоимость готовой продукции была повышена примерно на 15% . Несмотря на все сложности, мы через два месяца вернулись к ценам прошлого года.

Особое место в списке вызовов для мебельного рынка заняли изменения в логистике и поставках: санкции, ограничения работы с отечественным бизнесом многочисленных зарубежных компаний и иные последствия кризиса сделали необходимым максимально быстрый пересмотр логистических каналов и партнеров-поставщиков.

Для нашей компании главной задачей был оперативный выход на новых поставщиков материалов, чтобы минимизировать риски неукомплектованности нашей продукции. При этом должны были сохраниться цены и прежний уровень качества. Если смотреть на ситуацию, которая в тот период была на рынке, это являлось не самой простой задачей. Прежние логистические цепи были полностью или частично приостановлены,  в то время как сроки и цены на доставку серьезно выросли. Присутствовала необходимость в очень осторожном выборе поставщиков. Каждый из них проходил проверку в несколько этапов.

Новый этап российского мебельного рынка. Что стало?

После начала кризисной обстановки рынок мебели в РФ разделился на «до» и «после». В подобных обстоятельствах не все игроки имели возможность провести системные изменения. Переломный этап удалось пройти крупным игрокам с мощной производственной базой. В нашем случае, несмотря на кризис и турбулентность на рынке, объем продаж в первые шесть месяцев этого года упал только на 2,1 процента. Это, к слову, является хорошим результатом для локального производителя. При этом в рублях мы и вовсе наблюдаем прирост 22% по отношению к предыдущему году.

По последним данным АМДПР, в феврале 2022 года производство мебели в России выросло на 15% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Важно отметить, что в первом квартале 2022 года кухонная мебель показала наибольший прирост в натуральном выражении – объем производства вырос на 39% (относительно первого квартала 2021). Так, на фоне взрывного спроса кухонная мебель также стала одним из лидеров по росту производства с точки зрения себестоимости прибавив в первом квартале 26% к показателям прошлого года. Однако, уже в мае и июне отмечалось сокращение выпуска мебели на 23% и 35%, соответственно.

Импортозамещение

Ситуация, на фоне которой рынок стали покидать крупные заграничные бренды, стала отправной точкой для организаций России. Главным девизом последних месяцев стало «импортозамещение». Касается это не только покупателей, но и локальных производителей. Например, у «Кухонного двора» снижение доли импортных комплектующих за последние 5 месяцев составило – с 50% до 30%. При этом компания смогла сохранить качественные показатели, которые нарабатывались временем.

Новые возможности отечественного производителя

У крупных игроков на рынке РФ в последнее время наблюдается активное расширение сегмента– развитие более бюджетной продукции. Серьезным толчком для этого стал уход с рынка заграничных организаций, которые занимали средний и бюджетный сегменты мебельной отрасли. Это привело к открытию целой ниши, под которую локальные производители стали адаптировать собственный бизнес, одновременно подстраиваясь под запросы потребителей и экономическую ситуацию.

Конечно же, наша компания тоже не стала исключением. Так, 4 месяца назад, используя собственные опыт и ресурсы, мы быстро пересмотрели нашу промо-коллекцию. Если опираться на данные последних 4 месяцев, то спрос на промо-линейку вырос с 4,5% до 12%. Такие цифры могут говорить только о важности быстрой адаптации под потребности рынка.

О чем не следует забывать?

Организации ушли, а привычки потребителя все же остались – это очень важно осознавать. При обустройстве собственной квартиры или дома клиент должен получить то, к чему он успел уже привыкнуть за годы активного развития рынка и конкуренции на нем. Это и широкий ассортимент, и качество, и современный дизайн. В настоящее время мы с уверенностью можем утверждать, что потребитель способен перейти на российские аналоги, однако для этого он нуждается в гарантиях того самого качества, которое ранее предоставлялись более знакомыми брендами. Если в столь непростой период отечественному производителю удастся завоевать доверие покупателя, то важно потом удержать его. На фоне этого необходимо постоянно развиваться и становиться только лучше.

Точки роста сегодня

Несмотря на потрясения весны, с июля рынок мебели начинает постепенно возвращаться к привычному вектору. Основной переломный момент уже позади, поэтому сейчас начинает возвращаться ясность в поведении потребителя. Сильным локальным игрокам удалось выстоять, однако теперь им необходимо показать свои способности. В настоящее время основной задачей стоит наращивание доли на рынке, следуя таким направлениям:

  • Быстрое и максимально качественное «заполнение» ниш, которые освободились;
  • Адаптация производства под новую продукцию.

Производителям России еще предстоит научиться извлекать выгоду из тех рамок, в которых он существует на данный момент. Это, кстати, является довольно выполнимой задачей в ближайшей перспективе.

Компании1 в новости

Раздел:

Общественная редакция в Перми

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8169878608
Умерли за год
53458266
Родились за год
131516796