Банки видят потенциал в финансовых маркетплейсах, но для их развития предстоит законодательно проработать вопросы идентификации юридических лиц, возможность заключения обеспечительных сделок с физлицами, оптимизацию процесса получения согласий и недопущение регуляторного арбитража. Об этом вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков рассказал в ходе совещания Банка России в Новосибирске на тему «Деятельность территориальных учреждений Банка России по развитию финансового рынка в регионах РФ».
На его взгляд, в маркетплейсах банки привлекает вопрос идентификации, которую достаточно провести один раз, и она будет признаваться всеми участниками платформы.
В основном через финансовые платформы банки продвигают срочные вклады, реже - потребительские кредиты. Ряд крупных банков, подключившихся к финансовым платформам, уже вышли на самоокупаемость.
При этом они отмечают, что перед дистанционным открытием клиенту новых продуктов необходимо каждый раз уточнять, остается ли клиент участником платформы, так как финансовая платформа как-бы "приватизирует" клиента с точки зрения возможности обратиться к лицу, ранее уже выбравшему финансовую организацию через маркетплейс. «На наш взгляд, в мире открытых API и платформ согласий подобные вопросы надо прорабатывать на системном уровне», - считает Алексей Войлуков.
В свою очередь, сотрудничая с банками, маркетплейсы могут развивать инструменты для сравнения, оцифровывая разнообразные договорные условия финансовых организаций.
Алексей Войлуков отметил также, что у значительной части средних и региональных банков есть интерес к маркетплейсам, но они пока заняли выжидательную позицию.
Отвечая на вопрос, смогут ли финансовые платформы способствовать выравниванию конкурентных условий на финансовом рынке и содействовать развитию малых и средних игроков, он обратил внимание на разные оценки экспертов. С одной стороны, малые и средние банки не смогут конкурировать по цене кредита с крупнейшими кредитными организациями и с госбанками из-за разной стоимости фондирования и эффекта масштаба. С другой стороны, конкурентные позиции некрупных банков улучшатся, так как они смогут дотянуться до большего числа клиентов, экономя средства на привлечение по сравнению с традиционными каналами.
«На сегодня с платформами больше всего работают средние банки, так как для небольших кредитных организаций затратно выстраивать подключение каждого продукта к платформе. Если бы маркетплейсы стандартизировали свои интерфейсы, то количество участников из числа региональных банков заметно увеличилось. Мы находимся в контакте с разными группами кредитных организаций и получаем информацию об их работе с маркетплейсами. Об успешном сотрудничестве можно будет говорить в конце года, когда будет известны итоги этих проектов», - отметил Алексей Войлуков.
Источник изображения: asros.ru