Импортозамещение и новые промышленные приоритеты обсудили участники Красноярского экономического форума на расширенном заседании экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при комитете Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Эксперты говорили об особенностях перевозки леса и лесоматериалов железнодорожным транспортом, перераспределении логистических потоков на новые рынки сбыта и господдержку для лесопромышленников.
В заседании приняли участие представители комитета по лесу и устойчивому развитию «Деловой России» Антон Жеребцов, Иван Гордеев, Даниил Найденов и Михаил Садетдинов.
Участники заседания отметили, что лесной комплекс страны столкнулся с серьезными вызовами, обусловленными геополитическими обстоятельствами.
«Новая санкционная реальность привела к значительному изменению ключевых экономических факторов деятельности лесной промышленности. В годовом исчислении, по данным Рослесхоза, объем заготовленной древесины по стране в 2022 году сократился на 15 %, составив 196 млн. куб.м., из них в Сибирском федеральном округе – 60 млн. куб.м», – сказала Татьяна Гигель.
По мнению сенатора, перед отраслью стоит задача переломить негативный тренд, восстановить потерянные позиции и вернуться к устойчивому росту.
«Для развития лесного комплекса Сибири необходимо решить вопросы логистики. Традиционные рынки Европы для сбыта продукции лесного комплекса заблокированы. Отрасли нужны надежные логистические маршруты. Уникальность Сибири состоит в наличии нескольких вариантов организации поставок. Это и железнодорожное сообщение в направлении КНР, и морское - с использованием Северного морского пути, и сухопутное сообщение автомобильным транспортом со странами Средней Азии», – подчеркнула Татьяна Анатольевна.
По словам Татьяны Гигель, логистические преимущества Сибири в настоящий момент используются не в полном объеме. «На участках сухопутных границ в Сибири нет ни одного пункта пропуска, через который можно вывезти лесопродукцию автомобильным транспортом в сопредельные государства - все четыре пункта пропуска расположены в Европейской части России. Это искусственно сдерживает переориентацию на рынки стран-участниц ЕАЭС, в первую очередь для субъектов МСП, которые не имеют финансовой возможности отправлять крупные партии лесопродукции железнодорожным транспортом», – считает она.
Утвержденная Правительством России 26 января 2023 года Стратегия развития Сибири до 2035 года предусматривает развитие лесопромышленного комплекса с применением кластерного подхода. Татьяна Гигель считает, что полноценное использование логистических возможностей Сибири может стать ключом к успешной деятельность межрегионального лесопромышленного кластера.
В мероприятии приняли участие член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Валерий Семенов, заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса (по лесопромышленному комплексу) Министерства промышленности и торговли РФ Григорий Гусев, заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Читоркин, заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края Александр Коробкин, представители объединений лесопромышленников, научных и общественных организаций, предприниматели.
«Состоялся конструктивный диалог представителей исполнительной и законодательной власти с профессиональным сообществом. В заседании участвовали более 80 предпринимателей, в основном они представляли малый и средний бизнес. Таких предприятий, непосредственно связанных с работой лесопромышленного комплекса, только в Красноярском крае - около четырехсот», – отметила Татьяна Гигель.
Также участники дискуссии обсудили вопросы государственной поддержки для лесопромышленного комплекса. В Красноярском крае лесозаготовители могут воспользоваться сразу несколькими мерами господдержки. В прошлом году в регионе был принят закон об отсрочке по уплате платежей за аренду лесных участков в краевой бюджет. Данной возможностью воспользовалось 21 крупное лесопромышленное предприятие. Кроме этого, в регионе работает Государственный фонд развития промышленности Красноярского края, где предлагают займы на льготных условиях. В 2022 году девять лесопромышленных предприятий края получили 305,7 млн рублей на компенсацию части затрат по транспортировке продукции, также предоставлены льготные займы на сумму 199,4 млн рублей.
Источник изображения: krsk.kp.ru