Уважаемые коллеги! Без малого триста лет назад Петр I учредил в России Академию наук и художеств – именно это событие отмечается сегодня как День российской науки.
Все знают, что Петр I «прорубил окно в Европу» и обеспечил приток в Россию самых современных на тот момент технологий. В своем «Великом посольстве» он познакомился с трудами Энтони Дина, крупнейшего на тот момент британского ученого-кораблестроителя, брал у него уроки и даже пригласил его сына в Россию для строительства флота. В 1711 году фундаментальный труд Энтони Дина «Доктрина Морской Архитектуры» был по указанию Петра переведен на русский язык, и на этой теоретической базе учились отечественные корабелы.
Но заслуга Петра в том, что он не ограничился заимствованием лучшего. Он понимал, что Россия без собственной научной мысли, без оригинальных разработок обречена на вечной отставание – ведь новейшие технологии в судостроении уже тогда являлись коммерческой или военной тайной. 22 января 1722 в своем письме о подготовке переводчиков для научных книг он пишет: «Архитектуры навалис нигде книг хороших нет: мочно дома сочинить Иван Михайловичу (Головину)». С этого момента мы можем вести отсчет лет отечественной судостроительной науки.
И в Российской империи, и в СССР создавались и работали научные центры, занимавшиеся оригинальными разработками в области судостроения. Мы гордимся замечательными учеными и инженерами, благодаря которым флот нашей страны получал лучшие в мире корабли и суда. Россия и сегодня обладает значительным научным и проектным потенциалом, причем большая часть этого потенциала сосредоточена в проектно-конструкторских бюро и на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации. Это возлагает на нас ответственность за будущее судостроения в России, его конкурентоспособность на мировом рынке, и конечно – за сохранение передовых позиций России в деле создания военно-морского флота.
Сегодня мировая судостроительная наука развивается высокими темпами. В практику верфей внедряются новейшие технологии и материалы. Становятся реальностью самые смелые проекты, связанные с электродвижением и водородными двигателями, использованием композитов и систем автономного судовождения. Мы уже являемся участниками технологической гонки между крупнейшими судостроительными компаниями и странами, и результат ее зависит в первую очередь от таланта и труда наших ученых и производственников.
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с Днем российской науки! Желаю вам здоровья, успехов в работе, новых открытий и изобретений!