В то время, как весь мир сидит по домам и ждёт окончания карантинных мер, бизнес переживает трудные времена. Очередной кризис, усиленный искусственным, но вынужденным сокращением спроса, больно ударит по действующим предпринимателям, и ожидать, что все смогут восстановиться по окончанию пандемии не стоит. Но неужели всё настолько плохо? Мы решили обратиться с этим вопросом к основателю каталога франшиз Businessmens.ru Юрию Богомолову.
Не настолько. Да, сейчас многие сегменты бизнеса сильно потеряют. Не всем удастся «выжить», особенно, если ситуация продлится дольше ожидаемого. Но мы проходили кризисы уже не раз. В 2008-ом, в 2014-ом. Да, тогда не было карантина, но этапы для индустрии всегда одни и те же. Кризис. Закрытие части фирм и предпринимателей. Восстановление. Причём, на этапе восстановления всегда происходит резкий рост франчайзинга.
Почему именно франчайзинга?
Во-первых, людям страшно открывать свой собственный бизнес с нуля. Это требует не только вложений, но и тщательной проработки концепции, составления бизнес-плана, анализа. Хорошая франшиза всё это даёт. Концепция есть и уже действует. Схема открытия нового отделения есть и уже опробована. Остаётся анализ. И тут опытность франчайзера и его специалистов срабатывает.
Во-вторых, за последние несколько лет франчайзинг сильно вырос. Только в Перми, насколько мне известно, действует около 200 различных франшиз. Как столичных, так и местных. И после кризиса мы увидим резкий рост количества франчайзи.
Получается, тем, кто хочет заниматься бизнесом, нужно просто пересидеть в карантине, а потом, когда всё утрясётся подобрать себе франшизу?
Не совсем так. Пересидеть в карантине определённо нужно. Но вот подбором франшизы заниматься стоит уже сейчас. Чтобы вы понимали, открытие бизнеса по франшизе – дело долгое. Сначала человек выбирает, знакомится с условиями разных предложений. Потом созванивается с франчайзером, ведёт переговоры, уточняет все детали, ему высылают КП, снова созвон, снова переговоры. Дальше, если всё устраивает, подписывается договор и начинается работа. Всё, конечно, от специфики бизнеса зависит, но от подписания документов до первой продажи обычно проходит от одного до трёх-четырёх месяцев. Это большая работа. Поэтому ждать смысла нет. Да и многие франшизы сейчас антикризисные меры принимают. Кто-то сокращает размер паушального взноса, кто-то роялти отменяет. Всё в формате акции. Чтобы продажи сильно не упали. И выгодно обеим сторонам.
Может быть дадите тогда пару советов по подбору франшизы. Как стоит действовать жителям Перми и Пермского края?
В общем смысле алгоритм всегда стандартный. Человек отсеивает неинтересные ему тематики, рассчитывает, сколько он может вложить денег и дальше выбирает среди коммерческих предложений, которые подходят под его критерии. У нас в электронном каталоге для этого есть специальный фильтр.
Но только на это, конечно ориентироваться нельзя. Так, например, выбор должен зависеть и от того, где человек проживает, и от современных тенденций. Пермь – город-миллионник, крупный транспортный узел. Возможности здесь большие для собственного бизнеса. Однако надо понимать, что и конкуренция тоже большая. Поэтому, открывать, например, очередную кофейню можно только в том случае, если вы уверены, что сможете сделать это в выгодном месте и конкурентам будет что противопоставить.
Также важно смотреть на то, что сейчас пользуется большей популярностью. У нас за последние несколько лет серьёзно выросли франшизы интернет-магазинов. Да и скорее всего, переход в онлайн будет ещё заметнее после нынешней ситуации с пандемией.
Если же вы – житель менее крупного города в области, начинать с дорогостоящих проектов не стоит, они будут дольше окупаться, а в силу отсутствия большой потенциальной аудитории, это может стать сложной задачей.
Ну и главный совет – не бойтесь узнавать, подавайте заявки, общайтесь с представителями франшиз. Узнавайте и уточняйте. За спрос денег не берут, а вы будете обладать главным ресурсом – информацией.